| |
| |||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
|
СОЗДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ Создание единой системы управления отходами (системы обращения с отходами) на территории города (региона) стало сегодня актуальной задачей практически всех субъектов Российской Федерации. В этом убеждают действия органов местной исполнительной и законодательной власти, а также территориальных природоохранных органов и служб Госсанэпиднадзора. В регионах повсеместно принимаются нормативно-правовые и методические документы, регламентирующие отдельные этапы обращения с отходами. На повестке дня стоит создание единой региональной системы управления отходами, основой которой является выбранная технология утилизации отходов потребления, комплекс организационно-правовых мероприятий и законченный пакет «работающих» документов, необходимых для организации Комплексной централизованной системы управления отходами (СУО). Главной составляющей в создании СУО является разработка городской и/или региональной «Программы обращения с твердыми битовыми отходами» (Программы) и поэтапная ее реализация. Работа по созданию СУО состоит из нескольких частей: 1. Проведение анализа существующего положения с отходами на территории города (региона), в т.ч.: - оценка существующего положения на основе ранее проводившихся исследований, анализ существующей нормативно-правовой базы, регулирующей обращение с отходами в регионе и подготовка рекомендаций по ее доработке; - оценка реальных экономических финансовых возможностей Администрации города (региона). 2. Непосредственная разработка Программы, включающая в себя: - подробный сбор и систематизация необходимых материалов и информации; - привлечение ведущих российских специалистов в области обращения с отходами; - создание и работа образованных совместных комиссий и рабочих групп; - выбор метода и технологии переработки и утилизации отходов; - определение этапов реализации Программы; - определение полрядной организации для выполнения комплекса мероприятий по реализации Программы; - выбор оптимальной организационно-правовой формы; - разработка схемы финансирования этапов реализации Программы; - разработка договорных, нормативно-правовых и иных необходимых регламентирующих документов; - анализ и отработку организационной структуры по управлению отходами на территории города (региона); - разработка технико-экономического обоснования первого этапа реализации Программы; - согласование технического задания и разработка проекта; - создание необходимых условий для реализации Программы, в т.ч. ее утверждение городским и/или региональным Законодательным органом и т.д. 3. Предусматривает дальнейшую разработку, подготовку и формирование полного пакета нормативно-правовой и методической документации, регулирующей вопросы обращения с отходами на территории города (региона), и начало поэтапной реализации Программы. Целью разработки и реализации данной Программы является создание экономически сбалансированной системы санитарной очистки города (региона) с одновременным уменьшением негативного влияния образующих отходов потребления на экологическую среду и соединение всех существующих и вновь создаваемых технологий по переработке ТБО и КГМ для получения вторичного сырья и новых материалов на базе минипроизводства. К созданию данной Программы наша организация привлекает как собственных специалистов, так и ведущих авторитетных специалистов по охране окружающей среды. Также необходимо привлечение специалистов из местных Управлений жилищно-коммунального хозяйства, региональных экологических комитетов и фондов, городских проектно-конструкторских организаций. Кроме того, наличие данной Программы, согласованной и утвержденной местным Законодательным органом, в совокупности с необходимыми дополнительными документами и распоряжениями (наличие технико-экономического обоснования, финансового плана, созданной организационно-правовой структуры, договорных взаимоотношений с подрядной организацией, распоряжений и постановлений глав местных Администраций и т.д.) позволяет обоснованно аргументировать выделение на город (регион) из областных и федеральных бюджетов (экологических фондов) запланированных и имеющихся там денежных средств, необходимых для расширения возможностей по реализации этапов Программы и иных природоохранных мероприятий. В качестве первого этапа реализации Программы для радикального решения проблемы целесообразно создание Комплекса по переработке и утилизации ТБО (Комплекса по санитарной очистке и уборке города) - далее Комплекс - на основе существующих предприятий, а также вновь создаваемого мусоросортировочного производства, радикально повысив при этом общую эффективность процесса без увеличения бюджетных расходов на сбор, вывоз и захоронение отходов. Исходя из этого, планируется: - исключить образование несанкционированных свалок, обеспечить ежедневный бесперебойный вывоз отходов из города; - увеличить экологическую безопасность и срок эксплуатации существующего полигона; - снизить экологический ущерб от выбросов мусоровозного автотранспорта, возвратить в товарооборот сырьевые ресурсы, уменьшив при этом экологический ущерб, связанный с их производством; - обеспечить рентабельность процесса санитарной очистки. При этом разрабатывается (совершенствуется) соответствующая «Схема санитарной очистки города», включающая организационный, технологический и финансово-экономический разделы. 1. Организационный раздел. Разрабатывается организационная схема, позволяющая создать оптимальный механизм управления процессом санитарной очистки и предусматривающий поэтапное объединение в составе Комплекса (по согласованию с Администрацией города) следующих структур (на правах производственных участков): - спецавтохозяйства (САХ); - полигона; - мусоросортировочного предприятия; - территориального предприятия «Вторсырье». Комплекс функционально подчиняется городскому Управлению жилищно-коммунального хозяйства, на правах генерального подрядчика, заключает с Управлением договор на выполнение всех работ по санитарной очистке и уборке по действующему согласованному тарифу. Кроме основных работ договор предусматривает также: - прием Комплексом на баланс существующего мусоровозного и контейнерного парка, его поэтапное обновление о поддержание в исправном состоянии; - выполнение всех необходимых работ по содержанию и обновлению основных фондов структурных звеньев Комплекса, включая мероприятия по рекультивации полигона; создание в составе Комплекса специализированной хозрасчетной службы (при участии городской административной инспекции) для выявления источников образования отходов потребления, их учета, заключения договоров на вывоз и контроля за их выполнением. 2. Технологический раздел. В целом разработка технологической схемы включает в себя подбор оптимальной компоновочной схемы и технологической цепочки создаваемого объекта мусоропереработки во взаимоувязке с уже существующими звеньями технологической цепи. Основными критериями отбора являются. - общий объем и морфологический состав ТБО; - удельная стоимость сбора, вывоза и переработки отходов; - удельные капитальные затраты; - экологические параметры. Кроме основных услуг, предоставляемых Комплексом городу, включающие удаление, прессование, сортировку и захоронение отходов, а также прессование вторсырья и его реализацию, на объекте могут создаваться перерабатывающие технологии для производства различных товаров народного потребления, строительных материалов и др. 3 Финансово-экономический раздел. Подробные маркетинговые исследования реализации утильных компонентов отходов производятся при разработке бизнес-плана для каждого города (региона) в отдельности. Предварительный анализ показал, что в настоящее время в регионах сформировывается относительно устойчивый рынок вторсырья. Основной экономической гарантией является функциональная производственная схема, позволяющая обеспечить загрузку объекта под ее номинальную производительность. Параллельно с реализацией первого этапа Программы целесообразно приступить к проработке ее второго этапа, связанного с повышением уровня экологической культуры населения и началом внедрения селективного сбора отходов потребления и производства. Наибольшую перспективу в настоящее время представляют направления по созданию рентабельных производств для переработки автомобильных покрышек, аккумуляторов, а также ртутьсодержащих отходов. При этом инспекторский контроль за образованием и размещением отходов необходимо сочетать с широкой пропагандистской кампанией среди населения, используя возможности различных общественных экозащитных организаций и внебюджетных фондов. Постепенное формирование соответствующего социального стереотипа у жителей позволит со временем отказаться от мер жесткого административного контроля. Существующие на сегодня апробированные схемы позволяют с уверенностью прогнозировать возможность размещения таких технологий как в структуре Комплекса, так и на предприятиях города, неся при этом определенную социальную нагрузку в виде создания новых рабочих мест. Поэтапная реализация Программы является практическими шагами по созданию СУО, в т.ч. предусматривает следующие мероприятия: - установление реальных норм накопления отходов на территории города (региона); - экологическая оценка производственных процессов предприятий, приводящих к образованию отходов, нормирование образования отходов; - проверка деятельности предприятий в части охраны природной среды от загрязнения отходами; - порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения отходов; - классификацию отходов и определение класса их опасности; - сертификацию отходов; - порядок экологической оценки продукции, получаемой при вторичной переработке отходов; - порядок сдачи-приемки отходов на утилизацию, переработку, складирование и захоронение; - порядок приема, складирования и захоронения отходов на полигонах промышленных отходов, полигонах (свалках) твердых бытовых отходов и в иных местах; - текущий контроль движения отходов на территории региона; - инвентаризацию места (мест) размещения отходов, - создание и ведение региональной базы данных по местам размещения отходов, - экологический мониторинг воздействия объектов размещения и захоронения отходов на окружающую среду, обеспечивающий наблюдение за состоянием природных сред в районе расположения объектов (на расстоянии не менее 10 км от объекта), - систему мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды отходами, - контроль за реализацией мероприятий, направленных на санитарно-эпидемиологическую; - защиту окружающей среды при обращении с отходами, - порядок действий в аварийных и чрезвычайных ситуациях, связанных с обращением с отходами: - общин экономический механизм природопользования (в части размещения отходов); - порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды воздействия, связанные с обращением с отходами; - система экономического стимулирования экологически безопасного обращения с отходами, использования, утилизации и переработки отходов; - порядок ввоза, вывоза и транзита отходов на территории региона; - порядок проведения торговых и экспортно-импортных операций с отходами; - система мероприятий по привлечению инвестиций на осуществление природоохранной деятельности в области управления отходами и снижения .негативного воздействия отходов на окружающую среду; - система административной ответственности за экологические нарушения при обращении с отходами; - информационное обеспечение системы управления отходами и ее реализация в виде информационно-аналитической системы; - создание и ведение базы данных по технологиям утилизации и переработки отходов; - создание и ведение базы данных по имеющимся в области производственным мощностям, пригодным для утилизации и переработки отходов; Таким образом, по выполнении вышеуказанных комплексов мероприятий в городе (регионе) будет создана работающая структура по управлении отходами с четко очерченным кругом своих обязанностей и полномочий, применяющая экологически чистую технологию переработки отходов, а также полный пакет нормативно-правовой и методической документации, необходимый для ее работы. Кроме того, в городе (регионе) будет сформирован Рынок отходов, что позволит наладить устойчивые связи их с потребителями и создать базу для развития перерабатывающих производств на основе передовых отечественных и зарубежных технологий. |
|